ОБ ЭКЗАМЕНАХ


СОВЕТЫ

СОВЕТЫ

СОВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

   Приведем далее несколько наиболее прямых и универсальных рецептов по поводу стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам-спортсменам в раздевалке под трибунами стадиона

Тренируйтесь!

   Перед официальным (соревновательным, аттестационным) тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных тестов — просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их самих, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но дают вам и другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции во время тестирования.

Торопитесь!

   Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование.

Пробуйте!

В тренировках применяйте правильную тактику, то есть следуйте всем рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать малопонятную инструкцию, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

Пропускайте!

   Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь. Просто глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до “своих” заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен. Конечно, такая тактика может принести успех далеко не всегда. Если тест построен по принципу “лестницы” и начинается с легких вопросов, то не стоит пропускать все первые задания. Тут же еще раз предупредим наших читателей: задания в “Телетестинге” идут друг за другом по принципу “случайной лестницы”: уровень трудности постепенно повышается, но на каждом уровне (“этаже”) задания случайно перемешиваются компьютером.

Угадывайте!

   Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно можете предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Такое доверие, как правило, приводит к приросту очков.

Исключайте!

   Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор!

   Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае правильно не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных просто “методом научного тыка”. Путем такой тактики вы получите больше очков. Это следует просто из теории вероятности. Ведь “отрицательное знание” (о том, какой ответ заведомо не годится) — это тоже знание, и глупо отказываться от его использования.

Думайте только о текущем задании!

   Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание.

   Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца!

Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по “первым словам” и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Не огорчайтесь!

   В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто не должен выполнить все 100% заданий! Например, среди 6-ти тысяч участников трех олимпиад “Телетестинг-97”— “Телетестинг-99”, выполнивших в общей сложности свыше 40 тысяч тестов, не было ни одного, кто решил бы все 100% заданий хотя бы по одному предмету. Это нормально! Поэтому нет никакого смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду.

   Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение является ошибочным: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне и вполне приличный.

   Эта установка особенно пригодится “круглым отличникам”, которые привыкли при обычных методах контроля добиваться максимального результата (всегда “пятерки”). Если вы хотите стать классным “тестовым бойцом”, учитесь не только наносить удары, но и “держать” их, если выражаться в терминах бокса. Нужно категорически отказаться от “комплекса отличника”, не привыкшего стойко переносить отдельные локальные неудачи.

Запланируйте два круга!

   Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания “по первому кругу”. Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас (“своих”) заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить. (Подобный рецепт, увы, не годится для компьютерных тестов, которые часто просто не разрешают возвращаться к прошлым заданиям дальше, чем на один шаг).

   Таков простейший список рецептов. Если вы последуете им, то еще во время тренировок увидите, как ощутимо растут ваши результаты.

 

СОВЕТЫ СТУДЕНТОВ

Как сдавать экзамен

   За все время учебы в вузе у меня была лишь одна четверка. Остальные оценки всегда были пятерки. Притом, что практически все я сдавал самостоятельно, без финансовых затрат. Я долгое время считал это везением. Однако, постепенно мне стало казаться, что кроме везения есть еще что-то. Это что-то, как мне кажется, - умение отвечать. У меня возникло впечатление, что, даже не подготовясь должным образом, пятерку заработать весьма легко. Естественно, многое зависит от преподавателя (экзаменатора и т.д.). Но, тем не менее, я все больше и больше убеждаюсь, что оценка ответа зависит от реальных знаний студента гораздо меньше, чем на сто процентов. Может быть, даже меньше, чем на половину. Оценка зависит во многом (может быть, даже на половину) от того, КАК студент отвечает, а не от того, ЧТО он отвечает.

   Наиболее это выражено в гуманитарных науках, наименее - в точных. Чем больше в каком-то предмете неопределенности, неточности, разных мнений, тем сложнее его выучить. НО: тем сложнее выяснить знания студента по этому предмету. Поэтому преподаватель пытается уяснить насколько глубоко студент постарался вникнуть в предмет. Он спрашивает меньше конкретных вещей, а больше смотрит, как студент рассуждает, в каком направлении мыслит, насколько быстро он высказывает идеи.

   Если на первых курсах я довольно часто перечитывал материал, и мне казалось, что чем больше я прочитаю, тем больше запомню, больше будет знаний, выше оценка, то на последующих курсах я редко когда перечитывал материал по два раза, а потом и вовсе читал неполностью, просматривал, пытался найти главные моменты. И все больше я полагался на то, что сидя перед экзаменатором, мне автоматически придет в голову какая-то идея, основанная на этом главном - ведь все должно быть логично. Все чаще я старался использовать то, что усвоил на младших курсах, и основывался на этом. Все чаще на лекциях стало казаться, что мне частично сообщают то, что я и так уже знаю.

   Очень важно перед сдачей экзамена послушать, что спрашивает экзаменатор. Ведь экзаменатор тоже человек, а фантазия человека не безгранична. Поэтому экзаменатор, как правило, имеет определенный круг вопросов, более или менее обширный. Если есть возможность послушать, какие он задает вопросы, как реагирует на различные ответы на них, подсознательно вырабатывается некое чувство: как стоит и как не стоит отвечать этому человеку.

   Перед сдачей экзамена не стоит волноваться. Когда отвечаешь на вопрос, надо быть раскованным (в разумных пределах). Если экзаменатор видит, что человек легко, раскованно, без напряжения отвечает на какой-то вопрос, у него может сложиться впечатление (иногда ложное ;-)), что человек владеет предметом, и он, в целях экономии времени/сил или просто потому, что лень, отпустит этого студента раньше.

   Важно произвести благоприятное первое впечатление. Поздороваться, когда садишься отвечать. Неплохо, конечно, красиво одеться. Но не вызывающе, не так, чтобы все обратили внимание только на тебя.

   Неплохо перед экзаменом подумать что-то приятное об экзаменаторе. Да, экзаменаторы бывают разные, и о некоторых очень сложно подумать что-то хорошее. Но ведь хорошее есть в каждом человеке. И если вспомнить о нем, что он, хоть и сложный человек, хоть и сделал невыносимой вашу жизнь, хоть и отправил тысячу человек на переэкзаменовку, но все-таки неплохо читает лекции, пытается заинтересовать студентов, или, может быть, просто неплохо играет в волейбол и любит своих детей, то... Все-равно что-то хорошее есть в каждом. Но дело в том, что если вы попытаетесь оставить у себя в сознании приятные впечатления о человеке, у вас изменится мимика, и этот человек будет воспринимать вас лучше. Достаточно просто подумать, что с какой-то стороны этот человек тоже неплохой, и попытаться понять его.

   Конечно же, нельзя дать понять, что какой-то вопрос ты знаешь хуже, чем остальные. Потому что экзаменатору тогда захочется узнать поподробнее именно об этом вопросе. Надо уметь сказать что-то, пусть совсем мало, по любому вопросу. Пусть даже немножко (но не грубо) неправильно. Чтобы было ясно, что даже те вопросы, в которые ты не углублялся, ты знаешь.

Советы бывалых
(первокурсникам и не только)
   "Здесь с вами сюсюкать не будут, здесь вам не школа, - предупреждают преподаватели в первые же дни. - Вы попали в серьезный вуз, где нужно пахать или сразу же его бросить". Слишком близко к сердцу подобные заявления принимать не следует. Но не мешает учесть: терпение преподавателей не бесконечно, поэтому угроза "выгнать в шею" должна отрезвить. Прежде всего, следует присмотреться, от кого она исходит. И помня несколько простых истин можно существенно облегчить процесс обучения. Шары, скорее всего, не получится, но сохранится время и силы для более приятных моментов студенческой жизни.


   Итак, преподаватели тоже люди, у них свои слабости. В соответствии с ними преподавателей можно разделить на три класса: "волки", "слоны" и "ягнята".


   "Волка", как правило, определить легко: он вечно занят проверкой каких-то лабораторок и контрольных, все делает на бегу, времени старается зря не терять. Он будет пугать отсевом на сессии. Как ни странно, именно он никого и не "съест". Даже если у вас отрастет длинный "хвост" по его предмету, пугаться не нужно: "волк" допустит вас к экзамену под ваше честное слово отработать все после экзамена. А если "хвост" окажется ну очень длинным, а "волк" совсем несговорчивым, то уж поставить неявку вместо положенной двойки он наверняка согласится.

   Теперь о "слонах". Вопросы вашей жизни их мало интересуют, поэтому в отличие от "волков" "слоны" не будут давать настоятельных советов. Не услышите от них и угроз. Но если "слоны" принимают решение, то раз и навсегда. Выпросить у них поблажку невозможно. Поэтому терпение "слонов" лучше не испытывать.

   И, наконец, о "ягнятах". С ними нужно быть осторожными, потому что они бывают настоящие и мнимые. Толковый студент должен научиться их различать. "Ягненок" выглядит бесхарактерным, вследствие чего постоянно находится под давлением студентов. Чем наглее на него давить, тем больше шансов на успех. Так что подлинный "ягненок" безопасен. Хуже с "ягненком" ложным, ибо безобидность и покладистость его - только видимость, которая легко вводит в заблуждение и в итоге влечет за собой трату сил и времени на выбивание зачета или экзамена. Натуру такой "ягненок" имеет тигриную. Первая типичная ошибка в общении с ложным "ягненком" - пренебрежение его предметом. Вторая - попытка выклянчить поблажку. Ложный "ягненок" не откажет вам резко, но все старания переубедить его тщетны, поэтому пожалейте время и нервы.

   В зависимости от пола и возраста некоторые черты преподавателей одного типа могут быть обозначены более или менее резко. Так, например, пожилой "волк" будет говорить тише, но не менее решительно, чем молодой. Среди молодых преподавателей преобладают, как правило, "слоны" и "волки". Убеленные сединами профессоры - преимущественно "ягнята". Мнимые "ягнята" чаще встречаются среди пожилых женщин, с виду - "бабушка-божий одуванчик", так что не ведитесь на первое впечатление.

   Разобравшись с преподавателями, легче будет определиться и с предметами. Какие-то будете держать под контролем, а какие-то, конечно, подзапустите. Запомните, однако: когда до сессии остается месяц, задолжности должны быть равной длины. Т.к. если какой-то "хвост" окажется намного длиннее других, преподаватель почувствует за собой право заставить вас потратить на отработку гораздо больше времени, чем предмет того заслуживает.

   И вот вам удалось подойти или подползти к сессии. Заранее позаботьтесь о конспектах - на зачетах и экзаменах преподаватели очень любят их собирать. Предварительно его можно отксерить в уменьшенном масштабе - готовый набор шпаргалок.

   Некоторые "волки" прямо горят: "Пишите шпаргалки". Они мотивируют это тем, что в процессе написания шпор, студент хоть что-то запоминает. Психологи на это возражают: шпаргалки чрезвычайно неэффективны. В психологии есть такое понятие - "феномен законченного действия". Любое умственное действие, доведенное до логического конца, из памяти выбрасывается. Поэтому, написание шпаргалки - это и есть тот самый "феномен законченного действия". Напишите ее - и все забудете. Но это теория, а нелегкая студенческая практика показывает, что шпаргалки - вещь полезная и просто необходимая: если вы полагаетесь на свои силы, шпаргалка придаст больше уверенности, а если ваши познания в сдаваемом предмете более чем скромны, то это единственный шанс сдать экзамен.

   Конечно, легче всего взять у того, кто уже сдал, готовую шпаргалку. Но этот вариант и наиболее рискованный: шпаргалка может быть изъята на экзамене, может не содержать ответа на попавшийся вопрос, может, в конце концов, по Закону Мерфи, просто потеряться или вымокнуть под дождем! И тогда ваша голова, чистая от науки, по которой сдается экзамен, останется один на один с экзаменатором.

   Списывая, следует помнить одну простую истину: преподаватель видит все и всех, поэтому даже самые осторожные попытки достать шпору и списать вряд ли останутся незамеченными, но раз он молчит - значит все ОК. Так что пишите спокойно, не ерзая на стуле и не оглядываясь по сторонам. Списывание - искусство, которому необходимо научиться, иначе вы в вузе не жилец.


Приятной учебы! И помните: кто не рискует, тот не сдает экзамены!

 

Используются технологии uCoz